Бронирование билетов

Балет «Снежная королева» завоевал звание Лауреата Российской театральной премии «Арлекин» — 2018г! 

Дата публикации: 08.05.2018

В первые майские дни  театр балета «Щелкунчик» вернулся из Санкт-Петербурга  с победой на престижном театральном конкурсе!   Балет «Снежная королева»  в хореографии Петра Базарона завоевал звание   Лауреата  Российской театральной премии «Арлекин» —  2018 г! 

 Это аналог «Золотой маски» для детских спектаклей и самый представительный в стране фестиваль спектаклей для детей и подростков, охватывающий все российские регионы.  Пятнадцатый российский фестиваль театрального искусства для детей  и Российская Национальной театральная премия «Арлекин» прошли  с 20 по 28 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге.  Афишу фестиваля составили лучшие спектакли российских театров, адресованные детям и подросткам: 9 спектаклей конкурсной и 8 спектаклей внеконкурсной программы театров Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Ростова-на-Дону, Петрозаводска, Екатеринбурга, Новокуйбышевска Самарской области, Лесосибирска Красноярского края. Известие о том, что балет «Снежная королева» вошёл в число номинантов престижнейшего конкурса, пришло накануне дня рождения «Щелкунчика» ещё в ноябре минувшего года. Событие само по себе беспрецедентное: впервые в истории «Арлекин» в основной конкурсной программе участвовал спектакль детского театра, выбранный из 88 заявок. Впрочем, состязание со «взрослыми» этот изумительный двухактный балет Петра Базарона уже выдержал на 37 фестивале «Браво!», где он стал лауреатом в номинации  «Лучший спектакль для детей», получил приз зрительских симпатий и два персональных диплома   исполнительницам главных ролей: Елизавете Савостьяновой —  за роль Герды, Полине Рубцовой – за роль Снежной королевы.  Полгода, несмотря на плотный репертуарный план, прошли под знаком подготовки к «Арлекин».

Наконец, 23 апреля вся труппа — 44 артиста от 12 до 16 лет, педагоги и технические работники  сели в поезд  на Санкт-Петербург,  навстречу  своей артистической судьбе.  Снежная королева провожала большую часть пути обильными снегопадами и вьюгами: зимние пейзажи сменились на весенние лишь на подъезде к Питеру.  Настроение это не испортило: отметили день рождение Феди Лаптева, на каждой большой остановке прямо на перроне устраивали разминки и танцевальные флешмобы под аплодисменты из окон соседних вагонов. Ответственностью поездки прониклись даже проводники.  И вот мы прибыли на Ладожский вокзал.  Северная столица встретила нас солнцем и ликующим колокольным звоном Александро-Невской лавры, напротив которой располагался отель «Москва», в фойе которого своих подопечных уже встречал Пётр Базарон  Вместе с ним ребята и отправились на первую прогулку по Невскому проспекту, надо было поздороваться с городом, где нам предстояло  провести  пять невероятно насыщенных событиями дней, постараться понравиться ему.

В первую ночь долго не могли уснуть, но рано утром все до одного, серьёзные, молчаливые, уже сидели в фойе в ожидании трансфера в театр, где вечером должен состояться наш спектакль.  За окном автобуса проплывали величественные фасады Невского проспекта, площадь Восстания, кони Аничкова моста, гранитная набережная реки Фонтанки. Наконец, автобус остановился подле решётки Измайловского сада, мы прошли по песчаным дорожкам весенних аллей и бронзовых парковых скульптур к зданию-особняку Молодёжного театра. Нас встретили с подлинным питерским радушием, предоставили лучшие гримёрки с видом на парк и купола Никольского монастыря, накормили в театральном кафе вкуснейшими домашними обедами. Декорации были смонтированы ещё ночью, а сцена напоминала домашнюю (спасибо организаторам фестиваля).  Ребята быстро освоились и сразу включились в работу: День был расписан по минутам: урок прямо на сцене, репетиции отдельных сцен, генеральный прогон. Театр не поскупился на технические возможности, свет и звук были безупречны.  Художник по свету Максим Сергачёв творил чудеса, создавая     магические полутона зачарованного сада. где изысканные пышные цветы околдовывают усталую Герду, мёртвые ледяные просторы, по которым мчатся три северных оленя и хрупкая отважная девочка, и наконец, чертоги Снежной королевы, озарённые зловещим потусторонним сиянием.

Время летело стремительно, и вот уже в театральном фойе собираются первые зрители.   Зал на 450 мест заполнился детьми и взрослыми.  Приходили семьями, несколько рядов заняли ребятишки из детских домов. Каждому зрителю вручали анкету с тремя пунктами: «не понравилось», «понравилось», «очень понравилось».  За кулисами шли последние приготовления, накладывали друг другу грим – освоили за полгода – поправляли костюмы. Все ждали, когда жюри, эксперты и критики займут свои места.

Занавес распахнулся, начались первые сцены: заснеженные улочки маленького датского городка, городские ребятишки готовятся к празднику первого снега. Вдруг из сгущающейся тьмы на спинах сверкающей свиты проносится Снежная королева (Полина Рубцова), заглядывает в окно домика, где живёт девочка Герда со своей бабушкой.  С первых минут было ясно, то это лучший спектакль «Щелкунчика». Артисты, которых сложно уже было назвать детьми, исполняли свои роли на высшем пике вдохновения, демонстрируя отточенное мастерство и слаженность актёрского ансамбля. Герда Елизаветы Савостьяновой — юная нежная, ребячливая. в начале повествования, по мере развития истории обнаруживает невероятную душевную силу.  Это отчётливо видно в картине, когда в окно комнатки влетает Снежная королева, пытаясь увлечь Кая.  Это первое столкновение двух миров: реального и потустороннего, двух начал жизни и смерти —   рефреном проходит через весь спектакль. Великолепно воплотила свою роль Полина Рубцова, её Повелительница снегов обладала необъяснимым, притягательным обаянием, жестокая, властная, бесконечно одинокая.  Зрелое, проникновенное исполнение Сабиной Алиевой роли Разбойницы никого не оставило равнодушным, она так образно передала внутренне смятение своей героини, делающей мучительный выбор. Дуэт Разбойницы и Герды – одна из самых глубоких психологических сцен, требующих незаурядного актёрского мастерства.  Массовые сцены танец цветов в волшебном саду, карнавала в замке, льдинок с – сцены, прописанные постановщиком с фантастической изобретатель

Спектакль оставил сильнейшее эмоциональное впечатление у зрителей.  Они долго не отпускали артистов, аплодировали стоя с криками «браво»,  а практически во всех анкетах ставили отметки в графе «очень понравилось».  Покидали театр уже затемно, и в сгустившихся сумерках заметили маленькую бронзовую фигурку петербургского ангела, примостившегося на скамейке Измайловского сада.

Оставшиеся два дня до закрытия фестиваля в ожидании его итогов  узнавали  Санкт-Петербург и его пригороды.  Путешествовали по главным достопримечательностям,  до нитки вымокли под внезапным дождём в Петропавловской крепости,  через полчаса уже высохли на залитой солнцем Дворцовой площади, гуляли по залам Эрмитажа.  Вечерами бродили по питерским улицам, ужинали в кафе, пробовали город на вкус. Посмотрели спектакль — номинант «Золотого софита» «Тополя и ветер» в хореографии Дарьи Вергизовой   на арт-площадке «РеZиденция»  близ Спаса на Крови. Этот показ  специально для нас организовал  где Пётр Базарон.  Наутро отправились в Петергоф, и вот удача, оказались свидетелями  пуска фонтанов.   А после прогулки по нижнему парку отправились в  Кронштадт к  изумительной красоты Морскому собору.

Вернулись в  Питер к вечеру, и сразу же  — в театр  «Зазеркалье», где в 19 часов должна была начаться    церемония награждения.   Фестиваль и премия «Арлекин» — детище Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье».  Рождённый в 2004 году  «Арлекин» открыл  немало имён талантливых актёров и режиссёров. Арт-директором  фестиваля является худрук «Зазеркалья» Александр Петров, президентом  — худрук РАМТа  Алексей Бородин, учредителем – Союз театральных деятелей России.

Неистощимый на выдумки, «Арлекин»  и эту торжественную церемонию  превратил  в игру по мотивам  спектакля «Дети и эти»  Г. Остера  творческой лаборатории «Угол» из Казани.  Все взрослые  солидные члены жюри и эксперты были детьми.

Среди членов жюри  — знаменитые театральные критики, режиссёры и журналисты такие как   Дмитрий Абаулин из Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, главный редактор журнала «Большой театр»,  Марина Багдасарян  шеф-редактор, автор программ «Радио Культура»,

Марина Коростылева –шеф-редактор программы «Главная роль» телеканала «Культура», педагог кафедры актёрского мастерства ВГИКа

Ирина Ткаченко  – хореограф, режиссёр, руководитель балета Пермского академического Театра-Театра.

Ольга Глазунова  — знаменитый  театровед, заведующий Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ.

Председатель жюри  заслуженный учитель  РФ, директор школы «Класс-центр» Департамента культуры г. Москвы, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ Сергей Казарновский.

Сначала, как и принято,  награждали в специальных номинациях.  Больше  всего дипломов  завоевали спектакли «Птицы» театра имени Ленсовета в постановке Марии Романовой,   «Дурацкие дети. Лёля и Минька»  театрально-культурного центра им. Вс. Мейерхольда   режиссёра Светланы Ивановой-Сергеевой,  спектакль Национального театра Карелии  «Сказка о попе и о работнике его Балде» в постановке Вячеслава Полякова, (жюри признало спектакль лучшим в номинации «Лучший актёрский ансамбль», а Союз театральных деятелей России наградил режиссёра Вячеслава Полякова творческой командировкой на один из крупных федеральных фестивалей).  Ещё несколько специальных наград достались внеконкурсному спектаклю «Лесосибирск Лойс» (Театр «Поиск», г. Лесосибирск Красноярского края),  спектаклю  московского театра «Гоголь-центр» «Море деревьев»,  театру «Зазеркалье».

Гран-при, серебряная статуэтка Арлекина  и денежная премия 1 млн. рублей жюри вручило спектаклю «»Я — Басё» санкт-петербургской команды «Упсала-Цирк» (постановка Яны Туминой и Александра Балсанова). В этом спектакле,   решенном средствами поэтического цирка по стихам японского поэта, заняты актёры с особенностями развития.

Но перед оглашением победителя, когда волнение достигло предела, ведущие сделали  ремарку, чтобы назвать ещё одну ключевую номинацию. Лучшим спектаклем по единодушному мнению зрителей  был признан   балет «Снежная королева»  екатеринбургского театра «Щелкунчик». Нам вручили диплом лауреата в номинации «Приз зрительских симпатий «Глазами детей».

Каждый в зале знал, что это победа, ведь зрители – не ошибаются.   Ради них,  в большинстве — наших ровесников,  мы приехали  в Петербург.   Мы отдали им всю свою душу, и получили взамен  непередаваемые эмоции, дыхание взволнованного зала,  бесценный опыт  гастролей, единого творческого порыва.  И ещё Питер, который с этими незабываемыми днями навсегда останется в сердце  каждого.

От души благодарим экспертный совет фестиваля «Арлекин», поверившего в нас, подарившего  возможность заявиться на профессиональном  театральном Олимпе.  Благодарим наших замечательных  кураторов и волонтёров Ксению Бодрягину и Арину Рычкову.  Отдельное спасибо директору-распорядителю Марине Корнаковой, позаботившейся о том, чтобы мы выступали в чудесном театре на Фонтанке. И просто низкий поклон родителям, друзьям,  коллегам, всем, кто болел за нас и чью поддержку мы чувствовали каждую минуту.

Ссылка на фотоотчёт

(Из рецензии)

Евгения Тропп.  «Петербургский театральный журнал»
ttp://ptj.spb.ru/blog/super-arlekin/ 

«То, что программа включила на самом деле лучшее, что сделано в отечественном театре для детей, можно подтвердить даже таким фактом: многие спектакли, выдвинутые на конкурс, уже попали в поле внимания театральной критики. Скажем, балет «Снежная королева» Екатеринбургского муниципального театра «Щелкунчик», балетмейстер Петр Базарон. Признаюсь, я была огорчена тем, что жюри «Арлекина» устояло перед обаянием этого спектакля, показавшегося мне трепетным, живым и невероятно красивым. Пластические возможности подростков-танцовщиков здесь учтены и претворены в интересный, совершенно нестандартный хореографический язык.

«Важно также и то, что в классическую танцевальную технику хореограф вносит элементы современных социальных танцев и бытовые движения. Они исполняются детьми непринужденно и с большим удовольствием. Чего стоит гротескное карнавальное шествие, а затем — залихватская тарантелла целой стаи воронов, одетых в зловещие черные плащи и „чумные“ маски с длинным клювом. Или веселая, но и опасная погоня девочек-цветов за Гердой. Или большая и сложная сцена нескольких этапов борьбы героев со снежным воинством…» Спектакль и вправду хочется подробно пересказывать (я бы еще добавила описание сцены с оленями, когда трое статных юношей, обозначающих своих рогатых персонажей гордой осанкой и стилизованным положением рук, сопровождают тоненькую, легкую юную красавицу Герду — Елизавету Савостьянову).