Бронирование билетов

Русская Белоснежка произвела фурор на немецкой сцене

18 июня 38 юных артистов театра балета «Щелкунчик» с педагогами и сопровождающими родителями отправились с гастролями в Германию. Театру предстояло сыграть 24 июня спектакль «Белоснежка и семь гномов» в постановке Михаила Когана.

Гастрольный маршрут театра балета «Щелкунчик» лежал в один из самых самобытных городов земли Северный Рейн –Вестфалия. Небольшой немецкий город Дюрен расположенный на западе Германии в знаменитой долине Рура близ границы с Бельгией и Голландией, имеет свою богатую, полную драматизма историю. Основанный римлянами почти 2000 лет назад, он пережил эпохи расцвета и разрушения. Дюрен был богатейшим городом Пруссии, здесь располагались крупные фабрики по производству бумаги, именно здесь был впервые изготовлен дюралюминий. В 1944 году авиационные бомбы англичан и американцев полностью разрушили, стерли в груды кирпича кварталы Дюрена. Погибло множество людей, не успевших эвакуироваться в центр Германии. А это дети, женщины, старики. В городе остались жить лишь четыре человека! Немецкий народ – трудолюбивый и талантливый. И современный город Дюрен — наглядный пример того, как можно из пепла восстановить старый город и дополнить его новыми зданиями.

В Дюрене, как и во всей стране, очень любят искусство и детей. В этом мы убедились с первых же минут, когда поздно вечером приехали из аэропорта в город и увидели множество людей, встречающих наш автобус под холодным дождём. Это были немецкие семьи, в которых нам предстояло жить несколько дней гастролей. Недостаток атмосферного тепла (было всего 12

градусов) полностью компенсировало тепло душевное. Уставших от долгой дороги ребят, встретили с такой радостью, окружили такой заботой, что уже через пару дней дети называли их не иначе как «наши родители», «наша мама, наш папа». Впрочем, первые три дня родители видели своих русских детей лишь рано утром и поздно вечером – такая насыщенная программа была подготовлена для «Щелкунчика» принимающей стороной.

Наутро делегация «Щелкунчика» была приглашена на завтрак к бургомистру Паулю Ляру. В городском музее, где проходил приём, собрались все известные люди города, представители балетных школ, организаторы проекта во главе с Еленой Мешанинов – немкой русского происхождения. В начале апреля она с учениками и педагогами немецкой балетной школы приезжала в столицу Урала для того, чтобы поближе познакомиться с творчеством «Щелкунчика», его образовательной системой. Результатом поездки и стало приглашение екатеринбургскому детскому театру выступить на немецкой земле. Елена в короткий срок сумела заразить своей идеей множество людей: чиновников и работников культуры, простых горожан, своих друзей и знакомых. Афишами предстоящего показа был оклеен весь город. Мы видели их повсюду во время обзорной экскурсии по Дюрену. Первый день показался невероятно долгим. После экскурсии «Щелкунчик» на комфортабельном автобусе отправился в Кёльн. Там мы прогулялись по историческому центру столицы Вестфалии, посмотрели на свинцовые воды Рейна, и главное, увидели знаменитый Кёльнский собор (Kölner Dom), объект Всемирного культурного наследия, — величественный и загадочный, окутанный легендами памятник человеческому гению, до сих пор с нерасшифрованной инженерной тайной. Потом Дюссельдорф, его респектабельные и строгие улицы и милые игрушечные домики исторического квартала. Дождь то прекращался, то принимался вновь, но ребята мужественно терпели все погодные испытания, настолько интересной была экскурсия.

На следующий день в 8 утра мы выехали в королевство Нидерланды, в его легендарную столицу Амстердам. Это была самая дальняя поездка – около 200 км по потрясающим немецким дорогам. Главные достопримечательности города велосипедов, искусства и свободы, мы увидели из окна катера, путешествуя по многочисленным каналам, причудливым кружевом опоясывающих этот уникальный древний город. Но и пешком прошли немало: по шумному гостеприимному центру, сквозным узким улочкам, где свободно себя чувствуют только велосипедисты, вдоль знаменитых плоских фасадов зданий цветочного рынка, минуя Площадь Дам и Королевский дворец, мы пришли в музей мадам Тюссо. Выдающиеся личности всех эпох, политики, президенты, звёзды шоу-бизнеса, кино, спорта, великие художники – теперь, судя по селфи, лучшие друзья наших любознательных детей театра «Щелкунчик» …

И вновь утро. И вновь дорога. Теперь уже в Бельгию, в Брюссель. Первый солнечный день напомнил, что на дворе конец июня. Знаменитый парк развлечений «Мини-Европа» у подножия Атомиума — гигантского здания, имитирующего атом железа в 165-миллиардном увеличении, предстал во всём великолепии архитектурной и инженерной мысли. В парке есть множество движущихся объектов — поезд, мельницы, аэробус, гондолы Венеции, автомобили, управляемые по проводам, и даже извержение Везувия. За полтора часа мы увидели все шедевры зодчества, побывали во всех столицах Европы и наметили дальнейшие гастрольные маршруты. Так и Брюссельский Гран Плас ребята рассмотрели сначала в уникальной масштабной модели, а потом на автобусе отправились к оригиналу. В воскресный день на Гран-пласе было шумно и весело. Мы с удовольствием пообедали в итальянском ресторанчике и отправились на прогулку по чудесному, пропитанному запахами вафель и шоколада Брюсселю.

И вот понедельник. До выступления два дня. Наконец-то немецкие «родители» смогли побольше побыть со «своими детьми». Каждая семья подготовила для маленьких гостей свою программу: кто ездил к соседним замкам, кто лакомился на клубничных плантациях, кто развлекался на аттракционах. Но только до обеда, потом репетиции и репетиции. К счастью, несмотря на испытания погодой и экскурсиями, никто не заболел и не захандрил. Напротив, все находились в состоянии эмоционального подъёма. Вместе с нашими детьми репетировали и немецкие юные танцовщики. Их восхищённые глаза придавали ещё больше сил и уверенности.

Вечером 24 июня в зрительном зале на 600 мест яблоку негде было упасть. В первом отделении выступали сразу три балетные школы Дюрена и ближайших городов. Классические вариации чередовались с современными, отдельные номера с фрагментами данс-спектаклей. Немецкие постановщики смело экспериментировали с пластическим решением: аттитюды порой, завершались акробатическими трюками. Разные школы – разные подходы, и ничего, если не хватало техники — недостаток компенсировался эмоциональностью. Доброжелательная публика горячо аплодировала своим дарованиям.

Наконец, второе отделение, зазвучала чудесная музыка Б. Павловского и на сцену выпорхнула настоящая Белоснежка – Полина Рубцова, юная, грациозная, словно сошедшая со страниц сказок братьев Гримм. Зал замер и зааплодировал. Такова была особенность этого вечера: искренние немецкие зрители, невзирая на каноны, рукоплескали каждой сцене, каждому удачному пассажу. Впрочем, было, чем восхищаться, артисты танцевали вдохновенно и слаженно, полностью отдаваясь своей роли. А партии в этом легендарном спектакле Когана написаны с большим талантом, вкусом и безграничной любовью к балету. Экспрессивная Мачеха в исполнении Екатерины Катышевой, романтический Принц – Роман Игошев – партии сложные и

драматургически, и хореографически, — были выполнены безупречно. Порывистые олени, милые белочки, птички, смешной непоседа медвежонок, и конечно, изюминка спектакля – семь забавных, каждый со своим характером, Гномов…

На финальных поклонах все зрители напевали мелодию танца Гномов, под которую невозможно не танцевать… Аплодировали стоя, а счастливые немецкие «родители» тормошили своих артистов за кулисами.

Пять дней незабываемых впечатлений и ещё более яркого триумфа пролетели, как одно мгновение. Утром у автобуса житейская мудрость «долгие проводы –лишние слёзы» не работала – никто не скрывал этих слёз. Даже языковой барьер был преодолён, ведь слова благодарности и любви понятны на любом языке.

DSC_1624 DSCN1839 DSCN1842 Jpeg JpegJpegIMG_20150619_155115